13.02.2024

Ритейл-дизайн: почему без него не обойтись в розничной торговле

Логотип компании «Антанта Шоу Медиа Арт»

Ритейл-дизайн: почему без него не обойтись в розничной торговле

Точкой отсчёта в возникновении ритейл-дизайна принято считать середину XIX века. Именно тогда, вместе со стремительным развитием промышленности, стали появляться крупные многоэтажные универмаги.

Быстро стало понятно, что покупатели приходят не только за товарами, но и за ощущениями: красиво освещённые витрины и ломящиеся от продукции полки вызывали чувство праздника, которое побуждало их тратить больше и бывать в любимом магазине почаще. В универмагах было принято читать лекции, проводить демонстрации и устраивать развлекательные мероприятия — всё для того, чтобы наглядно продемонстрировать людям, как они могут использовать приобретаемые вещи.

До появления в каждом доме радио, телевидения и интернета шопинг был одним из самых популярных видов времяпрепровождения. Впрочем, даже с развитием индустрии развлечений он не сдаёт своих позиций — и всё благодаря грамотной работе дизайнеров, маркетологов и владельцев бизнесов.

На сегодняшний день ритейл-дизайн решает ровно те же задачи, что и во время своего появления: выстраивает коммуникацию между бизнесом и клиентом, побуждает людей к покупкам, приносит им удовольствие от пребывания в магазине, заставляет ненадолго отвлечься от насущных проблем и вызывает желание приходить снова.

Оформление розничных точек в ритейл-дизайне бывает наружное и внутреннее, которое призвано не только повысить продажи и обеспечить максимальное удобство при совершении покупок, но и сделать бизнес узнаваемым, вызвать у покупателей приятные ассоциации с его визуальным образом.

Элементы экстерьера:

  • Наружная реклама. Неоновая подсветка, баннеры и лайтбоксы не только выглядят привлекательно, но и моментально дают потенциальным покупателям информацию.
  • Витрины. Большие окна позволяют заглянуть внутрь и оценить товары, которые предлагаются к продаже, а грамотно оформленные экспозиции привлекают внимание и запоминаются.
  • Входная зона. Её главная задача — вызвать у прохожих чувство гостеприимности, желание остановиться и зайти за покупками.

Элементы интерьера:

  • Акцентные стены и внутренняя реклама. Цветовое зонирование помогает избежать визуальной перегрузки, а вписанная в свободное пространство реклама гарантированно задержит на себе взгляд.
  • Освещение подбирается исходя из атмосферы, которую требуется создать, но товары должны быть хорошо видны, а сам свет — комфортным и не вызывать усталость глаз.
  • Внутренняя обстановка и выкладка товаров. Здесь многое зависит от категории товаров: для книг, настольных игр, канцтоваров и игрушек потребуется множество стеллажей, а для одежды, спорттоваров и предметов интерьера — большие открытые площади. На то, сколько времени покупатели проводят в магазине, напрямую влияет организация внутреннего пространства: так, для магазинов бытовой техники важны широкие проходы, которые позволят людям свободно перемещаться без ощущения, что кто-то «стоит над душой», а в книжных важно дать чувство уединения, чтобы можно было спокойно полистать интересующие экземпляры и сделать выбор.

Не стоит забывать и о том, что не является дизайном в строгом смысле слова. На всём пути покупатель — приветствии, консультации, допродажах, оплате и прощании — должен получать только положительные эмоции. Интерактив с клиентами вовсе не ушёл в прошлое, важно только подобрать нужный формат. Например, для магазинов косметики актуальны уроки по макияжу, а для рукодельных — мастер-классы с использованием материалов, представленных в магазине.

Когда речь заходит о ритейле, имеются в виду не только магазины и бутики, но и островки в торговых центрах, и киоски, и вообще точки продаж — при оформлении понадобится особо учитывать их специфику.