Точкой отсчёта в возникновении ритейл-дизайна принято считать середину XIX века. Именно тогда, вместе со стремительным развитием промышленности, стали появляться крупные многоэтажные универмаги.
Быстро стало понятно, что покупатели приходят не только за товарами, но и за ощущениями: красиво освещённые витрины и ломящиеся от продукции полки вызывали чувство праздника, которое побуждало их тратить больше и бывать в любимом магазине почаще. В универмагах было принято читать лекции, проводить демонстрации и устраивать развлекательные мероприятия — всё для того, чтобы наглядно продемонстрировать людям, как они могут использовать приобретаемые вещи.
До появления в каждом доме радио, телевидения и интернета шопинг был одним из самых популярных видов времяпрепровождения. Впрочем, даже с развитием индустрии развлечений он не сдаёт своих позиций — и всё благодаря грамотной работе дизайнеров, маркетологов и владельцев бизнесов.
На сегодняшний день ритейл-дизайн решает ровно те же задачи, что и во время своего появления: выстраивает коммуникацию между бизнесом и клиентом, побуждает людей к покупкам, приносит им удовольствие от пребывания в магазине, заставляет ненадолго отвлечься от насущных проблем и вызывает желание приходить снова.
Оформление розничных точек в ритейл-дизайне бывает наружное и внутреннее, которое призвано не только повысить продажи и обеспечить максимальное удобство при совершении покупок, но и сделать бизнес узнаваемым, вызвать у покупателей приятные ассоциации с его визуальным образом.
Элементы экстерьера:
Элементы интерьера:
Не стоит забывать и о том, что не является дизайном в строгом смысле слова. На всём пути покупатель — приветствии, консультации, допродажах, оплате и прощании — должен получать только положительные эмоции. Интерактив с клиентами вовсе не ушёл в прошлое, важно только подобрать нужный формат. Например, для магазинов косметики актуальны уроки по макияжу, а для рукодельных — мастер-классы с использованием материалов, представленных в магазине.
Когда речь заходит о ритейле, имеются в виду не только магазины и бутики, но и островки в торговых центрах, и киоски, и вообще точки продаж — при оформлении понадобится особо учитывать их специфику.