Технологии создания имиджевой и сувенирной продукции постоянно совершенствуются — в частности, разрабатываются различные методы печати, каждый из которых лучше подходит для тех или иных материалов. Деколь — идеальный выбор для таких основ, как стекло, керамика, фарфор и фаянс.
Этот метод печати относится к так называемым «непрямым». Суть в том, что картинку сначала печатают шелкографическим или офсетным способом на специальном носителе с односторонним клеевым слоем, а уже с него переносят на нужный предмет и закрепляют. Знакомый всем пример — детские переводные наклейки на бумажной основе, которую нужно размочить водой и удалить.
Современное оборудование позволяет делать деколь матовой или глянцевой и даже использовать краски на основе золота и платины.
Существуют два метода деколирования — холодный и горячий.
В первом случае изображение печатается на гуммированной бумаге, а затем покрывается лаком. После основательной просушки рисунок вырезается, пропитывается водой, отделяется от подложки и аккуратно размещается на изделии. Затем изделие покрывается лаком для придания картинке дополнительной стойкости.
Во втором случае порядок действий аналогичный, но в конце вместо лакового покрытия применяется высокотемпературный обжиг. Краска вплавляется в основу, проникая в поры в материале, и рисунок оказывается надёжно запечённым на поверхности.
Второй метод используют чаще, поскольку он даёт лучшие результаты, но в том случае, когда заготовка «боится» сильного нагрева, хорошо работает и первый вариант.
Деколирование не зря остаётся одним из самых востребованных способов нанесения изображений на брендированные изделия и сувенирку. По сравнению с другими методами печати, оно имеет ряд «плюсов»:
К сожалению, ничего идеального не бывает, поэтому можно выделить и ряд условных недостатков. Например, использование ручного труда при нанесении: его можно рассматривать как предпосылку к ошибкам из-за человеческого фактора, а можно — как контроль качества непосредственно при работе.
Ещё один момент, на который нужно обращать внимание — цвет основы, на которую переводится изображение. Если заготовка цветная, потребуется добавить белую подложку, и при этом необходимо следить, чтобы все оттенки гармонировали между собой и не вызывали визуального «шума».
Несмотря на то, что доступна широкая гамма оттенков, для деколи используются специальные краски, которые со временем не выцветают и не стираются, но не всегда точно передают полутона.
В остальном этот способ печати — один из лучших вариантов, особенно если речь идёт о посуде.