Один из используемых в полиграфии методов печати — шелкография, её ещё называют трафаретной печатью, потому что в нанесении рисунка на поверхность используется сторонний прибор, а именно трафарет. На английском «шелкография» звучит как «Silk Screen Printing», буквально «печать с использованием шёлкового сита». Это отнюдь не современный способ переноса изображения на поверхность, однако свой Ренессанс он получил совсем недавно.
При помощи трафаретов (листов с вырезанными в них узорами, текстами, буквами) люди переносили изображения с древних времён. Шелкография — усовершенствованный способ такой печати, который даёт возможность переносить рисунки на поверхности любых размеров из бумаги и картона, пластика, металла, керамики, ткани. Любую плоскую, объёмную, рельефную поверхность можно запечатать с применением трафарета, и в плане сложности рисунок ничем не ограничен; шелкография позволяет использовать перламутровые и флуоресцентные краски; слой может быть толщиной от 10 до 100 мкм.
В печати применяется рама, на неё натягивается сетка. Сетку вскрывают специальной эмульсией, чувствительной к свету, затем прикладывают к ней изображение, после чего засвечивают. Так получается трафарет, с помощью которого впоследствии будут переносит картинку на поверхность.
В процессе на трафарет наносится краска, её продавливают ракелем. При этом станки могут быть полностью ручными, полуавтоматическими или автоматическими, что позволяет печатать как отдельный небольшой заказ, так и сравнительно крупные партии.
Если поверхность изделия совсем не позволяет использовать традиционную шелкографию, изображение переносится на него шелкотрансфером: сначала отпечатывается на специальной бумаге, затем переносится на изделие термопрессом.
Главный «плюс» метода — получение ярких, красочных, высококачественных изображений, которые долго не стираются. Из-за продавливания краски рекелем в одной картинке можно применять и перламутровые краски, и глиттер, и совершенно обычные, при этом картинка лишена типичных для сплошного запечатывания искажений. Можно сделать картинку объёмной, можно оставить плоской.
А ещё:
К главному недостатку можно отнести потребность в серьёзной допечатной подготовке, в частности — в создании трафарета. Из-за рекелей расходуется довольно много краски, также скорость печати ниже, чем у того же офсетного метода. Часто шелкография требует ручного запечатывания, и работники типографии самостоятельно работают с каждым отдельным сувенирным изделием. И поэтому, например, так важно, чтобы сотрудники типографии тоже были высокими профессионалами — многое в трафаретной печати требует ручного подхода.
Как и любой метод печати, шелкография подойдёт для ряда случаев. Иногда дешевле и быстрее использовать сублимацию, иногда — напечатать тираж офсетным методом. Но трафаретная печать подойдёт практически для любых случаев, особенно если речь идёт о создании уникальной подарочной продукции, которая по определению должна быть качественной и яркой.